Студенты не только в основном самостоятельно определили для себя будущую специальность, они понимают, зачем им это нужно. Так, 53 % респондентов уверены, что пришли в вуз именно за образованием, его уровень в своем учебном заведении они расценивают как хороший, правда, с таким утверждением не совсем согласны представители московских негосударственных вузов: всего 35 % опрошенных одобрили данный тезис. Для этой группы основную роль в избрании вуза сыграли такие факторы, как близость к дому; учеба на курсах довузовской подготовки в этом вузе.

Студенты выбирают

Интересно, что выбор того или иного высшего учебного заведения далеко не всегда определен качеством образования. Немаловажными для молодых людей из региональных государственных и негосударственных вузов оказались наличие хорошей материальной базы (11 и 17 % соответственно), положительные отзывы о вузе (34 и 25 % соответственно). Для студентов негосударственных вузов, к коим относится Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», значимым обстоятельством является умеренная плата (16 и 35 % — ответы студентов негосударственных московских и региональных вузов соответственно).

Отвечая на вопрос о престижности обучения в вузе, респонденты разделились условно на две группы: первая — представители государственных вузов, убежденные, что их вуз пользуется признанием (73 и 83 % — данные по Москве и регионам соответственно). Вторая группа — учащиеся негосударственных вузов, которые вроде бы и согласны, что их вуз в определенной степени престижен, но все же не совсем в этом уверены, поэтому ответы у 50 % оказались положительными и примерно у трети вызвали затруднение. Очевидна корреляция ответов на вопрос о престижности вуза и диплома в глазах нанимателей. Работодатель — важное действующее лицо, и на него во многом направлен результат обучения. Поэтому практически 50 % опрошенных из той же группы, условно сформированной из представителей государственных вузов, оценивают диплом своего высшего учебного заведения как пользующийся высоким доверием работодателей (50 и 55 % — Москва и регионы соответственно). Что касается учащихся негосударственных вузов, то у них, по всей видимости, не прослеживается четкого осознания себя как части данного учебного заведения на будущем рынке труда. Треть из них склонна думать, что доверие к их диплому у работодателей высокое, треть — среднее, и еще практически треть вообще не мыслит в рамках данного вопроса. Складывается впечатление, что престиж диплома для части респондентов этой группы не то главное, что определит их успешную дальнейшую трудовую деятельность. Студенты негосударственных вузов в большей степени стремятся получить хорошее образование, нежели просто диплом престижного вуза в представлении обывателей. Другими словами, молодым людям нужны не корочки как некий билет в будущее, а знания и навыки, благодаря которым они смогут обеспечить себе успешную карьеру.

В этой связи интересно рассмотреть еще один блок вопросов, отражающий, по мнению студентов, отношение самого вуза к оказанию им помощи в трудоустройстве. На вопрос «Должен ли вуз давать какие-либо гарантии своим выпускникам по их трудоустройству?» большая часть респондентов (84 % по всей выборке) ответила, что да, должен. В помощи учебного заведения при решении вопроса будущей трудовой деятельности особенно нуждаются учащиеся региональных государственных и негосударственных высших учебных заведений (87 % по обеим группам). В меньшей степени подобная потребность выражена у студентов государственных московских вузов (75 %). Анализируя данные, надо отметить, что система трудоустройства выпускников по специальности развита преимущественно в негосударственных вузах. В то же время более половины опрошенных практически по всем рассматриваемым группам затруднились ответить на поставленный вопрос, что можно оценить и как в некоторой степени безразличие к будущему трудоустройству, вызванное отложенной возможностью решения данной проблемы, и как отсутствие в вузах должных каналов распространения подобной информации при условии ее наличия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ