Эстамп (франц. estampe) — оттиск, печать, станковая гравюра или литография.
То есть при жажде вы можете назвать эстампом любой полученный вами в итоге вашей работы оттиск достаточно большенного размера — хотя бы чуть больше открытки.
Эстамп — самостоятельное, вполне законченное создание, а не иллюстрация. Чаще всего эстампом именуют оттиск гравюры. О том, как научиться гравировать, будет рассказано на вытекающих страницах.
Конечно, хорошо было бы достоверно знать, с какого возраста можно начинать дела с детьми рисованием, а с какого лепкой, живописью или гравюрой. Но на эти проблемы трудно да, пожалуй, и невозможно ответить, потому что все ребята разные. Как говорит детская писательница Анна Роговин в своей книжке «Хочу сделать сам», «каждый растет с присущей ему скоростью, и не надо его подталкивать и принуждать, с какими бы добросердечными намерениями это ни делалось. Большинство детей обучается лучше итого тогда, когда они заняты вещами доступными и значительными для них».
Вы, наверное, уже успели заметить, что на втором году существования ребенок с интересом наблюдает за тем, как рисует для него взрослый кошку, домик, машину, собаку…
Прогуливаясь с малышом, покажите, как можно чертить черты на песке, на снегу.
На третьем году дитя вдохновенно выводит каракули на всем, что попадается ему под длань: на учебнике старшего брата или дедушкиной газете, а то и на дорогостоящем фолианте, если его не убрали вовремя. Рисунки являются на двери, на полу, на подоконнике и на стене.
Махонькому человеку хочется изобразить окружающий его добросердечный мир. И он горд своим рисунком, потому что мастерит его сам. Воспользуйтесь этим моментом и предложите ребенку ослепительные гуашевые краски и кисточку. Дело в том, что длань ребенка еще очень слаба и быстро устает, а рисование красками не потребует особых усилий. Да и рисунок выйдет яркий и крупный.
Сразу же покажите ребенку, как верно держать кисть — трем., пальцами, легковесно, не сжимая (см. рисунок. 2). Лист бумаги надо придерживать, левой дланью, чтобы он не двигался.
Рисуют не только в тетради или альбоме, но и на кусах оставшихся от ремонта обоев, на оберточной бумаге, даже на престарелой газете. Только не навязывайте ребенку свою поддержка, дайте ему рисовать так, как нравится. Иначе, вы рискуете внушить малышу, что он «ничего не умеет мастерить так, как надо!». А ведь перед вами развивающаяся личность. Научитесь почитать ее индивидуальность.
А наши советы по занятиям с детьми графикой сгодятся вам тогда, когда ребенок проявит заинтересованность к игре с водой. Вот тогда и имеет резон показать ему увлекательную игру под названием «Придави и отпечатай».
Выбирайте то, что кажется вам наиболее увлекательным и наиболее полезным в данный момент. И ребенку и вам будет увлекательнее, если вы будете каждый раз предлагать новоиспеченную задачу. Удачное ее решение приносит удовлетворение, и это вполне природно.
Немаловажно и то, что таким образом мы развиваем способности детей к самоорганизации и целеустремленной трудовой деятельности. Ведь основная мишень этих превращенных в веселую игру дел — научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить храбро и свободно. В полной мере проявить свои способности. Ребята универсальны по своей природе. Они могут многое, если им увлекательно.
А для того чтобы дети не успевали соскучить и утомиться от однообразия, не затягивайте время деле. 3-4-летнему малышу трудно усидеть на пункте более 15 минут. Детям попрестарелее удается работать несколько дольше, но не немало получаса. Дольше заниматься не имеет резона — ребенок устанет, его внимание станет невнимательным. А через несколько занятий он, вероятно, вообще остынет к предложенной ему игре.
Обозначенного времени случается вполне достаточно для того, чтобы сделать 1 или 2 печати и вместе с ребенком внимательно рассмотреть его труд. Попросите малыша рассказать, что же он хотел представить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас одобрения.
Ему весьма хочется, чтобы его работа понравилась вам — взрослым. Порадуйтесь успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного графика в случае неуспехи. Не беда, получится в следующий раз. И предоставьте ребенку возможность трудиться самостоятельно — «самому». Если любой раз подсказывать, что рисовать, как делать оттиск, какие хватать краски, малыш и в дальнейшем не сможет работать самостоятельно. Он каждый раз будет ждать подсказки.
Если вы занимаетесь разом с двумя-тремя детьми, по чаще устраивайте «выставки» готовых созданий.
Выставка — очень важный момент сравнения малышом своих трудов с чужими. Ребенок видит, что у других получается по-иному. В эти минуты он лучше видит свои труды и лучше понимает другие. Но никто не подвергается критике. Утверждается право любого на индивидуальность. Потом, во время очередного дела, позволительно дать осторожный совет — что и как сделать лучше или несложнее.
Постарайтесь не связывать занятия и выставки с состязанием. Ведь любое соревнование означает, что все-таки некто побежден,- а важно вселить уверенность в своих мочах в каждого растущего человека.
Порой мамы и папы начинают волноваться — малышу так нравится писать и печатать свои картинки, что его трудно «отвлечь» от бумаги и красок. В этом нет ничего нехорошего — ребенок увлечен. И чтобы не нарушать порядок, постарайтесь незаметно переключить его внимание. Но, как бы вы ни торопились, не обрывайте остро занятий, дайте время закончить начатое. В этот момент малышу все представляется неважным — время, еда, сон.
Для того чтобы вам не пришлось волноваться и заставлять нервничать ребенка, отведите для дел определенное время дня. И постарайтесь эти полчаса ничем иным не занимать.
А как быть, если малыш кидает работу на полпути, объясняя это тем, что ему «больше не охота». Может быть, ему непонятно, трудно? А может быть, наскучило? Задумайтесь над этим. Вернее всего, у ребенка попросту не получается.
Помогите ему, вместе закончите начатое. А вытекающее занятие начните именно с того, что не вышло в прошлый раз. Не получилось тогда — получится сейчас. Лучше замешкаться на одном и том же приеме до тех пор, пока малыш не приобретет натурального навыка. Плохо, если ребенок свыкнется не доводить дело до конца. Это в конце крышек переходит в характер. Позволяя не доканчивать, недоделывать, кидать на полпути, мы воспитываем несчастного, неуверенного в себе человека.
Но этого не случится, если постараться не обучать, а «заразить» его увлечением. Совместная игра должна приносить отрада и вам и вашему ребенку. Поэтому наберитесь терпения, не возглавляете и не торопите. Мы, взрослые, делаем все быстрее, чистоплотнее, но пусть ребенок делает в 10 раз тише, зато самостоятельно.
Как только малыш начинает охладевать к одному и тому же зачислению, к 1 и той же технике, забудьте о них и покажите, новую технику, новоиспеченный поворот работы. Ведь увлечение ребятишек, особенно в раннем году, проходит волнами, и после нескольких недель интервала малыш вернется к забытому с новым энтузиазмом.
Чтобы завлечь ребенка за собой, нужно встать на его позицию — постичь, что его радует, что огорчает, к чему он стремится.
— Помогите мне, пожалуйста, я не ведаю, как это сделать.- И тут же маленький человек с готовностью приходит на поддержка. Разве такое сотрудничество не имеет педагогического резона? Такой урок доброты значит гораздо вяще, чем испорченная не умелой рукой картина.
Или:
— Ты уже научился. А сейчас научи меня.- Попадая в ученики, вы возвышаете ребенка в его собственных глазах. Ваши взаимоотношения становятся истинно товарищескими, сцементированными всеобщими трудностями, общими интересами.
Затем уж позабыть о занятиях вам не позволят. А чтобы остаться на вышине положения, придется образовываться, штудировать особую литературу. Впрочем, вам станет действительно увлекательно разыскивать в библиотеке альбомы и книги по искусству и делиться После с сыном или дочкой прочитанным.
Дружите со своим дитятей. Ведь детство так быстро проходит. Замечали ли вы, как обожают малыши делать рисунки в подарок ближним? Подскажите, как сделать бабушке или папе
поздравительную открытку. Помогите наклеить изображение на паспарту, сделайте прекрасную надпись. Но тему открытки пусть придумает сам малыш. Лучше лишь корректно напомнить ему, что бабушка любит цветы, а папе было бы симпатично увидеть изображение машины или скользящей по воде яхты. А в процессе труды — сейчас самое подходящее время — покажите ребенку новоиспеченную технику или еще не освоенный прием.
— Все это очень увлекательно и, безусловно, здорово,- может быть, скажете вы.- Но все это пригодится ребенку как-то очень нескоро, когда он вырастет. А до этого будет еще и школа и институт, и там наверняка привьют ему — грядущему специалисту — нужные знания…
А как вам понравится такое суждение современных ученых: работа пальцами развивает выговор. В рисунке повествовать значительно проще. Пиша, ребенок отражает и упорядочивает свои познания о мире. Осознает себя в нем. Предварительно нарисовав событие, ему легче рассказать о нем. Вот отчего, по мнению специалистов, рисовать ему так же необходимо, как и говорить.
Еще одно положение. В начале жизни особенно значительно развитие зрения и двигательной координации, а дела живописью и графикой не просто способствуют развитию этих функций, но и вяжут их между собой, помогая ребенку упорядочить свои познания об окружающем его мире.
Конечно, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Пускай ваш ребенок станет инженером или агрономом, доктором или космонавтом — все равно занятия графикой, как и иными видами изобразительного искусства, очень здоровы. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить храбро и свободно. Согласитесь, это необходимо для человека любой специальности. И кроме того, можно ведь и не быть художником, а обожать и понимать прекрасное, любить и понимать искусство. А влюбленность эта будет заложена здесь, во время этих дел. И помните, многое зависит от вас — от того, кто очутится рядом с ребенком у входа в сложный и многогранный мир красивости.
— Но куда спешить,- продолжаете в душе колебаться вы. Спешите сделать своего ребенка блаженным. Счастливое детство — умное детство. Младенчество не просто возрастной период, когда ребенку охота играть, прыгать, бегать и пока он еще беспечен. Сегодняшнее детство — это процесс взросления. Сам он не в состоянии его завершить. И ему на поддержка должны прийти взрослые, заботящиеся о нем, подающие ему свои знания и опыт.
Напрасно вы размышляете, что детей можно радовать только дарами, веселыми мультиками и катанием с горы на салазках. Современного ребенка только этим не удивишь. Научите его декламировать, научите делать «настоящие» иллюстрации к излюбленной сказке, и он порадуется этому своему умению не меньше, чем новоиспеченной игрушке.