В заключительном разделе остановимся на влиянии занятий искусством, в этом случае графикой, на психическое и физическое здоровье человека.

Большинство из нас уже позабыло о той радости, которую нам приносило рисование в ребяческие годы. Но она была несомненно. Каждый дитя начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста с упоением пишет. Не думаем, чтобы вы были исключением из всеобщего правила. Дети рисуют все, что видят, ведают, слышат и ощущают. Рисуют даже ароматы. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и неизменными рисованию остаются лишь единицы.

К сожалению, мы до сих пор немного знаем о роли и влиянии искусства на всю дальнейшую существование человека. Но в то же время исследования ученых все пуще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его созидательные возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в небольшой степени. Создавая условия, побуждающие человека к делам искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры, до поре творческие наклонности.

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно работает на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье. Вот желая бы такой пример. О том, что целый комплекс геофизических факторов воздействует на наше самочувствие, постоянно напоминают нам публикации в газетах и журналах, передачи по радио и телевидению. Накануне неблагоприятных дней медики рекомендуют после вечерней гуляния заняться рисованием. А почему бы не заняться графикой? Сделать ландшафт или натюрморт в технике монотипии или водяной прессы? Главное, чтобы цвета были ослепительными, солнечными, советуют ученые, а этого легче добиться при работе с красками, а не карандашом или тушью.

Ослепительные насыщенные цвета увеличивают функциональную активность правого полушария головного мозга и помогают ускорить переключение обменных процессов в организме.

Не невзначай в современной медицине все большее распространение получает убранству с фитотерапией термин «арттерапия», или «изотерапия». Выговор идет о восстановлении здоровья человека при поддержки занятий изобразительным искусством. Изображая свои переживания, человек как бы наново проживает и «выплескивает» отрицательные эмоции на бумагу.

Воспроизводя свои эмоции, он может и откорректировать свое отношение к тому, что возбуждает у него неблагоприятные эмоции. В этом и заключается способность дел живописью или графикой помочь человеку освободиться от гнетущих дум, или, как сейчас принято говорить, «снять стрессовое состояние», под каким подразумевается реакция на неблагоприятную жизненную обстановку.

Вот что повествует о своих занятиях живописью Джуна Давиташвили. Живописью она основы заниматься сравнительно недавно и в процессе дел «открыла» в себе незаурядного, оригинального художника:

— Дела живописью дают возможность переключиться с дневных попечений, сосредоточиться совсем на другом, найти новоиспеченные способы общения с природой, с ее таинствами и загадками…

Я давным-давно пришла к убеждению, что наука и искусство узко смыкаются в познании нашего сложного и вдали не разгаданного мира. Не только смыкаются, но и помогают товарищ другу.

Разносторонние возможности, которые мне удается отворить в себе, лишний раз свидетельствуют о том, как разнообразен и неисчерпаем потенциал любого человека. От нас самих зависит, будет ли наша житье удивительно интересной или обыденной и скучной…

Вот так от человека созидательного, заряженного энергией поиска как бы исходят некие флюиды, заряжающие и стимулирующие созидательную активность окружающих.

Обратите внимание на то, как в любой сфере человечьей деятельности растет доля «умной» доли труда. И это ставит перед человеком задачу непрерывного образования и всестороннего развития. Для этой мишени по самой своей природе словно назначено искусство. Именно оно обладает таким воздействием на человека, что формирует и развивает его многосторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и персты, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет трудиться мысль, расширяет кругозор и формирует нравственные принципы.

Человек, раскрученный искусством, поэтому и отличается от человека эстетически неразвитого, что у него органы эмоций более чуткие и «умные». Его глаза в буквальном резоне видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом касательстве искусство участвует в развитии не только художественных, но и универсальных способностей человека. И токарь, и хирург, и ботаник, и геолог — все специальности, где нужна тонко развитая, а значит, и скоро реагирующая наблюдательность,- получают от подобного образования бесспорную пользу.

Существует множество способов бездумного времяпрепровождения. Давным-давно существуют игры, при помощи которых можно «уложить время». Но как обкрадывают себя эти люди… Займитесь графикой, предложенными нами играми с бумагой, краской и водой, и вы увидите, как любой день станет казаться вам новым, неожиданным, ослепительным. Такое увлечение — лучший, заразительный образец и для ваших детей и внуков.

В заключение позвольте напомнить вам слова английского миниатюриста и ювелира Николаса Хиллиарда (XVI в.):

— Если бы достойные люд знали, какое наслаждение дает это дело, как отгоняет оно меланхолию, помогает избежать дурных случайностей, избавляет от скорби и печали, излечивает гнев и заполняет пора, то они не бросили бы его, не достигнув полного удовлетворения.

Мы предлагаем вам заняться графикой, в том числе и гравюрой. Отведайте — это несложно. Занятия можно начинать в любом году. А еще лучше, если вы увлечетесь всей семьей. Да, да, и ребята тоже. Рекомендуемые нами простейшие графические техники вполне доступны ребенку. А сам процесс дел захватывающе интересен. И согласитесь, графика — это несложнее, чем живопись или скульптура, поэтому графику нередко именуют искусством для всех.

Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, как, впрочем, и все иные виды изобразительного искусства, воспитывают в человеке способность разыскивать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения. А эти черты вечно пригодятся человеку, даже если он по роду своей профессиональной деятельности не связан с изобразительным искусством.

А как быть с теми, кому шестьдесят, семьдесят и немало лет? Займитесь графикой, и вы не пожалеете, ведь эти дела — настоящий генератор хорошего настроения. Вы можете своими дланями создать эстамп и, поместив его в красивую рамку, украсить квартиру, можете сделать поздравительную открытку, какую не купишь в магазине. А можно придумать и сделать самому экслибрис — книжный знак для вашей домашней библиотеки. Любое занятие — это праздник, и хочется, чтобы он повторился. Сообщают даже, что тот, кто хоть раз поработал.с красками и водой, тот никогда уже с ними не разлучится.

Начав заниматься, не бросайте начатое на полпути. В любом деле должна быть система, а в графике система тем немало необходима. Она неизмеримо ускорит ваш путь к независимому владению материалом, к радости удачных оттисков, предохранит от немало неудач.

Итак, смело приступайте к экспериментам с бумагой, красками и водой, какие отныне станут для вас источником радости.

— Но,- произнесёте вы,- гравюра… ведь это так сложно! Нужно особое оборудование: станок, резец, кислота для травления…

Все зависит от того, какой вид гравюры вы изберете. Об этом мы в свое пора поговорим подробнее.

Поначалу же вам понадобятся обыкновенная писчая или чертежная бумага, которая продается в любом лавке «Канцелярия», кисточки, гуашевые краски, тушь (продается там же), цветные карандаши… Впрочем, для любого вида графики нужны свои материалы, столь же доступные, как и перечисленные рослее.

— Но ведь рисунок также вид графики,- вполне резонно приметьте вы.- Зачем же краски, кисточки…

Заглянем в Энциклопедический словарь:

«Графика (от греческого grapho — строчу, рисую) — вид изобразительного искусства, вводящий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными оружиями и выразительными возможностями».

Если уж быть совершенно точными — мы предлагаем вам заняться работой над печатными художественными изображениями и трудом над гравюрой в том числе.

— Не проще ли просто нарисовать что-нибудь на бумаге, да и дело с крышкой?- продолжите вы свою мысль.

Проще, да не вечно лучше. Особенно если речь идет о начинающем художнике. Впрочем, предлагаем вам разрешить самостоятельно. И проведем небольшой опыт.

Нарисуем на листе бумаги мотыльку… Постарайтесь сделать рисунок аккуратно, поослепительнее раскрасьте крылышки… Нравится? Вы довольны своей трудом. Вышло совсем неплохо — четко очерчены очертания, симметрично расположены узоры и цветные пятнышки.

А если нарисовать мотыльку гуашью? см., изображение стало более сочным и одновременно немало «живым»!

А если теперь еще влажный рисунок гуашью «отпечатать» на товарищем листе бумаги? Для этого на рисунок сверху накладываем лист незапятнанной бумаги и плотно прижимаем, даже слегка приглаживаем дланью. Потом осторожно снимаем верхний лист… Видаете? Изображение, конечно, стало менее отчетливым, более расплывчатым, стерлись границы между различными красками. В одном месте отпечаталось вяще краски — яркое пятно. В другом краски совершенно немного и просвечивает белая бумага… Но, как ни удивительно, это совсем не портит картинку. Наоборот, она сделалась мягче и нежнее.

Повторите тот же эксперимент, нарисовав и отпечатав подобным манером пейзаж — пруд, окруженный лесом, или цветущий летний луг. И вы уверитесь, насколько интереснее стала ваша картинка — жесткие очертания, нанесенные неопытной еще рукой, смягчены, и представляется, что изображение «ожило», наполнилось светом, атмосферой и жизнью.

Вам, очевидно, понравился и сам процесс изготовления оттиска. И уж, разумеется, он вызвал интерес у вашего ребенка, ведь ребята так любят «печатать».

А теперь вам будет небезынтересно разузнать, что к описанному здесь приему прибегают и профессиональные художники. А именуется эта графическая техника монотипией (от греческого слова monos — 1), так как,печать в этой технике получается всегда лишь 1. И если вы захотите что-либо изменить или улучшить, необходимо изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все наново. Впрочем, можно еще и «прописать» готовый печать — нарисовать сверху цветы или дерево. К этому мы также вернемся.

Техника монотипии не один-единственная, доступная начинающему. Не менее интересны и также совершенно не сложные занятия акватушью и диатипией, граттажем или техникой царапания. Вы сможете завладеть также и новой необычной техникой — «водяной прессом».

Первая заповедь начинающих — никаких жестких схем! Любой начинает заниматься той техникой, какой ему спокойно, и так, как ему проще. Это вовсе не значит, что нужно отрекаться от определенных правил и приемов. Просто на первых порах вытекает дать возможность рукам самим приноровиться к непривычной ситуации. Материал расположен в распорядке всевозрастающей сложности техник. Дана детальная методика работы в каждой из них. Но хотелось бы напомнить -никакая самая прогрессивная методика не в мочах сделать неумеющего человека мастером — для этого любому необходимо длительный, кропотливый, но и увлекательный труд.

Не кидайтесь на все сразу. Освойте что-то одно и лишь потом переходите к новому. Порадуйтесь махоньким успехам, которые приходят в процессе труды. Познав однажды это приятное чувство — достижения успеха,- мы охотнее переходим к изучению вытекающих премудростей и также стремимся преуспеть в них.

К своим делам графикой вы можете привлечь и ребенка. Но пожалуйста, никогда не принуждайте малыша. Пускай ребенок сам выберет графику, а для этого обратите занятия в веселую игру с бумагой, краской и водой.

Внимательный, терпеливый взор взрослого, вовлекающего ребенка в новые увлекательные дела,- вот непременное условие успеха. Позвольте ребенку совместно с вами сделать все, что предлагается в наших рекомендациях, и придумайте сами что-нибудь свое, новоиспеченное.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ