Возникновение вышивания, одного из самых массовых обликов народного искусства, относится к эпохе первобытной цивилизации и связано с появлением первого стежка при шитье платья из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным рисунком или сюжетным изображением выполненными нитками и иными материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Материалом для вышивки в различное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Вышивка узко связана с бытом, трудом, природой и, таким манером, всегда отражала художественные вкусы и понятия, выявляла национальное своеобразие и мастерство любого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а После бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новоиспеченных и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в бездонной древности, искусство декоративной вышивки на протяжении немало веков сохраняется в убранстве жилища, платья и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к YI — Y вв. до н. э. Они бывальщины выполнены в Древнем Китае на шелковых материалах шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не лишь одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали порядочное влияние на вышивальное искусство Японии.

Многообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались массой растительных мотивов, изображением животных и жанровых подмостков. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразностью растительных узоров, оказали большое воздействие на развитие вышивального искусства многих краёв западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, раскраски и техники исполнения.

В Англии с XIII в. популярна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из красок и переплетающихся завитков растений. В XYI — XYII вв. во Франции, Италии и иных европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и звериных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, подмостки охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразностью изображений растений, животных и птиц на льняных и шерстяных материалах отличались вышивки Испании.

С конца XIII — основы XIY в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании, Норвегии вышивка основы широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых объектов. Большое распространение получила вышивка белоснежная гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными рисунками. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье.

В нашей краю вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали платье, обувь, конскую сбрую, жилище, объекты быта.

На Алтае в Пазырыкских курганах неплохо сохранились тканые, вышитые и украшенные аппликацией кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками ковры, седла, чепраки, платья и обувь знатных скифов, изготовленные в YI»-III вв. до н. э. В европейской доли страны при раскопках старинных курганов отысканы остатки одежды скифов и сарматов, существовавших здесь в I-III вв., украшенные вышивкой шерстяными, шелковыми, золотыми и серебряными нитями.

1 из первых вышивальных школ была отворив в Киеве, в Андреевском монастыре серой Владимира Мономаха княгиней Аиной-Янкой, где молодые девицы обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий дланями мастериц создавались пышные растительные орнаменты на платьях вельмож, зажиточных слоев городского и сельского народонаселения, в оформлении культового убранства. Более скромны бывальщины вышивки в народном быту.

До конца XYIII в. вышивание было делом любителей, домашним ремеслом. Со становлением в краю кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел вышивание сделалось для многих мастериц профессией. Развитие вышивания повергло к образованию во многих районах страны отдельных середин вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями рисунков, колорита, техникой исполнения, формой и композиционным решением. В XIX — начине XX в. вышивка широко применялась для украшения общенародного костюма во всех уголках нашей края.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, размещённых в виде прямых полос, подчеркивающих кромка одежды. В красочных орнаментах, украшавших утиральники и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок размашисто известны владимирский верхошов и мастерская белоснежная гладь, крестецко-валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры и многие иные техники.

Давние традиции украшения платья и предметов быта национальной вышивкой сохраняются на Украине. В любом регионе — Полесье, Средней Надднепрянщине, Слобожанщине, Подолье, Карпатах и Прикарпатье — прослеживаются здешние особенности, свойственные отдельным областям, зонам, селам.

Строгими узорами «белым по белоснежному» и пышными растительными орнаментами украшали платье, рушники (полотенца), платки головные и ручные, скатерки, занавеси и многое другое. На женских рубахах вышивкой отделываются протоки, ворот, лиф, манжеты, подол. Мужские рубахи вышивают по вороту, вдоль застежки и на крышках рукавов. Техника вышивания очень многообразна, как и орнаментальные мотивы в разных областях республики и отдельных деревнях. Как правило, это техника счетной и независимой глади, белых и цветных мережек, полукреста и креста, низи — вышивки с изнаночной сторонки и др.

Для вышивки Белоруссии характерны сочные орнаменты «алым по белому», мережки, вырезывание, шитье по сборкам и др.

Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы рисунков, исполненные разнообразнейшими техниками: счетной и независимой гладью, строчкой, полукрестом и крестом, козликом, тамбуром, мережками и строчевыми швами «белоснежным по белому» и др. В женских и мужских праздничных рубахах вышивкой украшались воротники, наплечники и обшлага, съемные воротники к дамским рубахам-голошейкам, передники, головные уборы.

Состоятельны и изящны вышивки народов Кавказа. Повсюду разболтана в Грузии вышивка шелком, шерстью и золотом дамских и мужских рубах, верхней одежды, нагрудников, косынок, поясков, подушек, настенных ковров и других изделий. Насчитываются десятки различных декоративных швов и в цветочно-растительных орнаментах, и в сурово геометрических: полукрест, стежка, стебельчатый и тамбурный швы, узелками, утюжь, аппликация.

Тонкостью и мастерством исполнения выделяются армянские, вышивки, их орнамент представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы, выполняемые различными швами по независимому контуру и счету нитей ткани. Это утюжь, мережка, плетеночный шов и другие.

В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по алому сукну, черному бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, заключающихся из завитков, цветов, листьев и стеблей растений. Украшают ими ковры, подушки, скатерки, покрывала, безрукавки, кошельки и другие изделия. Процветало тут и золотое шитье, вышивка белой счетной и цветной независимой гладью, металлическими блестками.

Многовековую историю имеют вышивки Посредственнее Азии, известные с III-YIII вв., с характерной композицией сферы — символа солнца. Он заполняется стилизованными растительными орнаментами в облике листьев, лепестков, бобов. Здесь отсутствовали изображения человека и звериных, что запрещалось религией. В Таджикистане гладьевыми, тамбурными, петельным, крестообразным швами и аппликацией украшались сюзане, занавесы, мешочки для чая, зеркал и расчесок, тюбетейки, мужские поясные платы, панно. Для узбекских вышивок характерны шов «цепочка», утюжь вприкреп, полукрест, аппликация, крест, золотое шитье Бухары, вышивки бисером. В туркменских вышивках преобладают утюжь вприкреп, цепочки и стебельчатый шов.

Вышивки Казахстана и Киргизии выделяются различными вариантами накладного шитья из войлока, сукна, кожи; тамбурными и гладьевыми швами по сукну, бархату, шелку. В рисунках часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры звериных и реже — изображение растений.

На Дальнем Восходе вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении платья и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего Норда распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из материалы и кожи с применением бисера.

Вышивки народов Поволжья — марийская, мордовская, чувашская — выделяются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненных в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.

Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых объектах и одежде.

Нас восхищают прекрасные произведения искусства, хранящиеся во немало музеях страны, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по краске и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость рисунков и красок, разнообразие вышивальных техник. В наше пора в вышивании прекрасно соединились традиционное и нынешнее творческое начало. Современные мастера заимствуют из сокровищниц общенародного наследия крой и чудесные узоры, используют как старые, более сложные, так и новые — декоративные, немало легкие в исполнении — швы, создавая новые образчики народного творчества.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ