Это способ выполнения рисунка линией процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «граттаж»случилось от французского gratter — скрести, царапать, потому другое название техники — техника царапания.

Этот способ работы хорошо известен профессионалам. Пуще других граттаж применяли графики основы XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский, основывая свои фантастические, повышенно экспрессивные созданья. Применяет его также литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он адресовался к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто общенародных баллад».

Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина. Можно мерно растереть по бумаге свечу. Потом размашистой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Напаситесь терпения — тушь с трудом пристает к жирной поверхности. Это процесс длительный.

Порой приходится наносить тушь в несколько зачислений — просушить 1 слой, а Потом нанести вытекающий. Стол и пол около стола советуем застелить, по-иному все вокруг будет усеяно черной туше восковой крошкой. Когда тушь высохнет, заостренным предметом — скребком, ножом, вязальной спицей — процарапывают рисунок (рисунок. 10), образуя на черноволосом фоне тонкие белые штрихи. В цельном изображение получается не слишком четким, слегка загадочным.

Если хотите пофантазировать, придумайте полотно на тему «Путешествие на неизведанную планету» или «Корабль инопланетян». Отведайте воспроизвести ночное небо со звездами и созвездиями, с тоненькой долькой молодого месяца.

В дальнейшем легковесно несколько разнообразить эту технику. Заранее тонируйте бумагу акварелью, и тогда штрихи выйдут цветными.

Хотите изобразить праздничный салют? Наметите на бумагу цветные пятна, а Потом разотрите на бумаге сияю, нанесите слой туши и процарапайте рисунок. И вот уже беспросветное ночное небо расцвело красными, травяными, синими огнями (рисунок. 11).

 Граттаж

Подумайте сами, что еще можно представить в технике граттажа, какие мотивы лучше итого подсказать детям. А мы обращаем ваше внимание на тот немаловажный факт, что этот способ особенно здоров в качестве одного из путей подготовки к труду над гравюрой. Да и внешне произведения, выполненные в технике граттажа, выделяются резким контрастом белых линий и черноволосого фона, что делает их похожими на гравюру на дереве — ксилографию или на линогравюру.

Вот вы и освоили простейшие графические техники.

Но не торопитесь с ними расставаться. Подробнее возвращайтесь в работе к уже знакомым приемам. С любым разом усложняются стоящие перед вами задачи — ведь ваше мастерство растет.

В дальнейшем для того, чтобы добиться необходимого эффекта, попробуйте соединить несколько техник. Но для этого необходимо, чтобы вы почувствовали себя свободнее, увереннее, раскованнее.

Вот весьма простой пример. Наивный детский рисунок (рисунок. 12).

 Граттаж

рисунок. 12. Утиное семейство

Не имея возможности воспроизвести его в краске, попытаемся дать словесное описание. Тут изображено утиное семейство. Фон — голубая поверхность реки или пруда. Утка — пестрая — желтая с кофейным, утята — ярко-желтые, а камыши — зеленые. Юный художник не попросту закрасил бумагу голубым, создавая фон полотна. Это было бы слишком грубо, да и в дальнейшей труду желтый цвет, смешавшись с синим, обратился бы в грязно-зеленый.

Он обратился к хорошо знакомой ему технике монотипии, отпечатав на листке бумаги нанесенную на картон краску. А на вышедшем нежно-голубом фоне, сквозь который просвечивает белоснежный бумажный лист, нарисовал утиное семейство.

Хотелось бы еще раз напомнить, что невозможно писать светлую деталь на темном поле: например, желтого утенка поверх кубового фона. Нужно или сначала удалить кубовую краску, а потом уже писать желтой (это правило относится к акварельным и масляным краскам), или устроиться так, как автор занятного рисунка,- писать гуашью.

Гуашью строчат и светлыми и темными красками поверх ранее прописанного.

Для тех, кто занимается с детьми. Замечали ли вы, как ребята любят игрушки, сделанные собственными дланями? А что, если незаметно подвести ребенка к думы сделать своими руками книжку, заключающуюся из изображений животных или цветов? Это может быть и складный рассказ или сказка, а не просто картинки. Текст напишет печатными литерами кто-либо из взрослых или из старших детей. А иллюстрации родятся в итоге игр с красками и водой. Ведь это так чудесно — мастерить что-то своими руками!

В процессе труды вновь прочтите вместе с детьми их излюбленные книги: «Мойдодыр» К. И. Чуковского, «Сказку о золотом петушке» и «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, русские общенародные сказки. Обратите внимание на проникнутые юмором рисунки, выполненные художником А. М. Каневским к «Мойдодыру», красочные иллюстрации Т. А. Мавриной к поэме «Руслан и Людмила», проникнутые общенародным колоритом рисунки И. Я. Билибина к «Сказке о золотом петушке».

Это потребует у малышей острый интерес. Им будет симпатично, что они умеют работать как «настоящие художники».

Но самое увлекательное, что работа над составлением такой книжки не завершается разом. По мере освоения новых техник и зачислений ребята смогут «вписывать» в нее все новые и новоиспеченные страницы.

Но когда же мы перейдем к созданию эстампов? — можете поинтересоваться вы.

Ваш проблема совершенно своевременен. Надеемся, вы не будете противоречить, если мы вновь обратимся к Энциклопедическому словарю?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ